ISO (ИСО) 9000- набор международных документов, которые определяют ключевые требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий вне зависимости от их отрасли или вида деятельности. Другими словами, это стандартизированные руководства по оптимизации деятельности предприятий. Наиболее важным из них является ГОСТ Р ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» — именно согласно данному документу производится аккредитация предприятий на соответствие требованиям ИСО. Законы Российской Федерации не ограничивают деятельность организаций, у которых отсутствует данный сертификат качества. Получить  его можно на добровольной, необязательной основе. Однако, сегодня его наличие все чаще становится востребованным — многие организаторы государственных и негосударственных тендеров и/или аукционов, бизнес партнеры, банки и многие другие ключевые для развития предпринимательства единицы требуют, чтобы предприятие соответствовало стандартам ИСО и могло подтвердить это документально.

Преимущества сертификации

Если организации удается купить сертификат качества ISO 9001, это совершенно не является гарантом качества производимой продукции или предоставляемых услуг, но открывает множество возможностей, которыми можно воспользоваться при честном соблюдении требований стандартов согласно выданному сертификату. Конкурентоспособность на рынке, доверие потребителей и поставщиков, уверенность работников в завтрашнем дне — вот немногие из этих достоинств. Наличие такого сертификата является подтверждением того, что организация готова нести ответственность не только за качество конечного продукта, но и за соблюдение норм процессов его производства на всех стадиях — начиная с руководства и заканчивая обычными рабочими.

Принципы системы менеджмента качества

Предприятие, руководство которой поставило своей целью получить сертификат ISO 9001, должно соответствовать основным понятиям и принципам СМК (системы менеджмента качества). В сфере внешних связей это ориентированность на запросы потребителя и взаимовыгодные, доверительные отношения с поставщиками. Внутренние вопросы же определяются такими принципами как процессный подход (четко разделяем деятельность на различные процессы), системный подход (вышеуказанные процессы встроены в органичную систему) и основанное на фактах принятие решений (полностью исключаем интуитивные и необдуманные решения. Также, чтобы получить ISO-сертификат, очень важно вовлекать в процесс персонал компании, а руководству занять лидерскую активную позицию.