Этот вопрос все чаще встает перед всеми участниками рынка, и в этом нет ничего удивительного. Ноябрь стал невероятно «урожайным» на профессиональные слеты, съезды конференции.

Быть или не быть СРО

Сегодня, 20 ноября в Москве проходит 2-я международная конференция «Практическое саморегулирование».  Прямую трансляцию можно посмотреть на официальном сайте http://2014.tppsro.ru/  Участники конференции уже приняли проект резолюции, в котором говориться мнении о растущей зрелости профессионального и предпринимательского сообщества, его способности самостоятельно и эффективно повышать качество производимых товаров, работ и услуг, нести ответственность, создавать условия для добросовестной конкуренции и защищать права потребителей.

«Главным сдерживающим фактором мы признаем практически полное игнорирование позиции профессионального и предпринимательского сообщества представителями органов власти, приведшее к тому, что вся законодательная база по саморегулированию разработана без учета мнения Сообщества; отсутствие Стратегии развития саморегулирования; системно проработанной субъектной модели, включающей все стороны рыночных и общественно-государственных отношений, в том числе саморегулируемые организации, национальные объединения и их членов.»

Что послужило причиной столь резкой критики органов власти? Попробуем перечислить основные события, предшествующие конференции:

  • Доклад Минэкономразвития для Президента РФ«Об оценке результативности системы саморегулирования, внедренной в отраслях и видах экономической деятельности», который резко критикует текущий институт СРО. 
  • Выступление на IX Всероссийском съезде НОСТРОя министра Минстроя и ЖКХ Михаила Меня, в котором он «дал срок навести порядок в СРО до конца 2015 года».
  • Выступление на том же съезде первого заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елены Николаевой. «Если не произойдет самоочистки, то регулирование строительной отрасли может вернуться в государево лоно».
  • Принятие Государственной Думой ФЗ № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства) и его одобрение Советом Федерации. Планируется, что закон вступит в силу уже до конца этого года.
  • Введение обязательного лицензирования для управляющих компаний в сфере ЖКК. «К сожалению, все вынуждены были поддержать систему лицензирования. Это связано с тем, что мы должны смотреть правде в глаза, что сегодня преимущества саморегулирования пока не очевидны, но я надеюсь, что мы ситуацию изменим.» — озвучил свою позицию по данному вопросу Михаил Мень.

Если еще вспомнить целый ряд скандалов, разразившихся в НОП и НОИЗ на фоне их объединения, то становится понятным, почему сегодня, в интервью газете «Ведомости» Михаил Мень ответил на вопрос о изменении законодательства, регулирующего СРО буквально следующее:

— Ужесточать контроль. Мы озабочены тем, что происходит в системе саморегулирования — как в строительной отрасли, так и в отраслях проектирования и изыскания. Активно работаем с Николаем Кутьиным, который недавно избран руководителем нацобъединения строителей, он в свое время возглавлял Ростехнадзор. Уже принят в третьем чтении пакет поправок, который наделит национальное объединение строителей «Нострой» более широкими полномочиями по контролю за саморегулируемыми организациями. Если он будет принят, «Нострой» сможет давать рекомендации для Ростехнадзора, который имеет право применить санкции к саморегулируемой организации. Например, во внесудебном порядке исключить из этого реестра.